- "Срочный заказ" В ИЦ "Магистр" любой из клиентов может сдела...
- Бизнес-план Когда преподаватель дает задание студент...
- Диплом МВА "Новая услуга" Магистр делового администрирования, МДА &...
- Дипломная работа Дипломная работа - один из видов выпускной квал...
- Диссертация Новая услуга в нашем ИЦ Магистр - «диссе...
- Контрольная работа Контрольная работа – метод проверки знаний...
- Курсовая работа Курсовая работа – задание, ко...
- Ответы на вопросы к экзаменам В ИЦ "Магистр" появилась новая услуга - ответы н...
- Отчет по практике Отчет по практике - это практическая или ан...
- Реферат Реферат — докладывать, сообщать. Письменный док...
- Эссе Эссе- литературный жанр небольшого объема и своб...
Особенности развития внимания в дошкольном возрасте
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПРОБЛЕМА ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1. Анализ психологической литературы по проблемам развития внимания дошкольников
1.2. Характеристика внимания, его функции и виды
1.3. Развитие внимания: младенчество, раннее детство, дошкольный возраст
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Общая характеристика экспериментальной работы
2.2. Подготовительный этап экспериментальной работы
2.3. Основная часть экспериментальной работы
2.4. Заключительный этап экспериментальной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшей характеристикой и условием развития дошкольника, безусловно, является развитие у него внимания. Известно, что в процессе любой деятельности (игровой, трудовой, учебной) от ребенка постоянно требуется внимание, дающее ему возможность хорошо воспринять, запомнить, осмыслить материал, действовать в соответствии с указаниями воспитателя, причем те или иные компоненты деятельности могут и не вызывать непосредственного интереса, но при этом требовать самоорганизации, затраты волевых усилий.
Основное препятствие, с которым сталкивалась психология внимания на протяжении всей истории своего развития, заключается в том, что исследователи никак не могли прийти к единому мнению относительно первичного эффекта или продукта внимания. П.Я. Гальперин делает два вывода относительно причин трудности исследования внимания. Во-первых, у внимания нет собственного продукта. Во-вторых, трудно указать содержание процесса внимания. До сих пор нет полной ясности в том, к какой психологической категории оно относится: процессам, состояниям, функциям.
Большинство современных зарубежных исследований внимания проводятся в рамках когнитивной психологии. За последние сто лет было создано множество теорий, объясняющих природу внимания, законы его функционирования. В рамках каждой из них была создана своя модель внимания. Наиболее известными являются: модель селекции, модель умственного усилия, модель умений и навыков, модель единых ограниченных ресурсов, модель множества ресурсов, модель мультипроцессорной переработки информации, коннекционистская модель, рассматривающая внимание с позиции организационной метафоры строения системы переработки информации. В настоящей работе мы не ставим перед собой цели сколько-нибудь детального анализа этих моделей. Мы отметили их, чтобы показать следующее: несмотря на то, что внимание в психологии изучается с момента зарождения ее как науки, дискуссии по поводу его природы, сущности, законов развития не прекращаются.
В советской и российской психологии (традиции которых в значительной мере переняла современная белорусская наука) проблема внимания рассматривалась с разных теоретических позиций. Несомненно, фундаментальное значение имеют работы Л.С. Выготского, рассматривающего внимание в рамках культурно-исторической теории, и Д.Н. Узнадзе, изучающего внимание с позиций психологии установки. В русле деятельностного подхода можно выделить два основных направления, два взгляда на природу внимания и соответственно на условия, необходимые для его развития. Первое направление представлено такими известными отечественными психологами как Б.Г. Ананьев, Ф.Н. Гоноболин, Н.Ф. Добрынин, С.Л. Рубинштейн, И.В. Страхов. Они определяют внимание как «направленность и сосредоточенность любой деятельности». Сторонники данной концепции не считают внимание самостоятельным процессом, а лишь стороной других, в которых оно и проявляется. Второе направление возникло хронологически позже и содержит в себе критическое отношение к первому направлению. Создателем данной концепции является выдающийся отечественный психолог П.Я. Гальперин. Он определяет внимание как «специальную деятельность контроля».
В связи с актуальностью указанной проблематики, мы выбрали тему курсовой работы «Особенности развития внимания в дошкольном возрасте». Целью нашей работы было показать особенности и возможности развития внимания дошкольников на материале собственного практического исследования. Объектом нашего исследования было внимание как познавательный процесс личности; предметом – развития внимания в дошкольном возрасте. В процессе работы мы поставили перед собой следующие задачи:
-
проанализировать психологическую литературу по проблемам развития внимания в дошкольном возрасте;
-
охарактеризовать внимание как познавательный процесс, рассмотреть его основные функции и виды;
-
проследить особенности развития внимания в младенчестве, раннем возрасте и у дошкольников;
-
разработать и провести экспериментальное исследование развития внимания в дошкольном возрасте.
В соответствии с нашей темой, сформулированными задачами мы определили следующую структуру нашей работы: введение, первая глава «Развитие внимания дошкольников как проблема детской психологии», вторая глава «Практическое исследование развития внимания в дошкольном возрасте», заключение и список использованных источников.
Все авторские права, включая смежные авторские, сохраняются за правообладателями